Иногда на занятиях бывает крайне важным объяснить партнёру. если он что-то делает не так. Но существует очень тонкая грань между предоставлением корректной обратной связи, просьбой о том, что вы хотите, и “поучительством”.
На мой взгляд, обратная связь и объяснение того, что вам нужно от партнера, является неотъемлемой частью процесса обучения. Например, обращение к партнёру с просьбой более мягкого ведения или отработки определенного элемента поможет обоим танцорам. Партнёр может попросить девушку не выполнять элемент самостоятельно, а делать его именно в соответствии с ведением.
Но, чтобы дать грамотную обратную связь, необходимо избежать трех основных подводных камней:
▫️ Обвинение
▫️ Расплывчатые обобщения
▫️ “Экспертное” мнение
Обвинение
Есть люди, которые любят критиковать других.
Например:
– Ты неправильно ведёшься.
– Ты не так ведёшь меня на этот элемент.
– Ты заваливаешь меня.
Даже если вы правы, подобная критика не является конструктивной и может обидеть человека. Давайте возьмем три примера выше и перефразируем их таким образом, чтобы комментарии были приняты.
– Иногда мне кажется, что ты опережаешь меня в движении. Давай попробуем ещё раз, чтобы я убедился, что действительно веду тебя?
– Я не понимаю, на какой элемент ты меня ведёшь. Может, попробуем сделать это медленнее?
– Мне сложно удержать равновесие на этом движении. Не мог бы ты ослабить давление на спину. Возможно, это поможет мне.
В данных примерах вы можете заметить две основные вещи:
Предложение начинается с Я, а не ТЫ.
Вместо обвинения – просьба о помощи.
Эти два изменения сделают обмен обратной связью более эффективным. Ведь мы все хотим (ну или почти все) танцевать лучше, и чтобы партнёру было комфортнее.
Кроме того, если вы не будете преподносить своё мнение как ошибку партнёра, вы заметите, что ваши комментарии принимаются с благодарностью, а партнёр старается стать лучше
Расплывчатые обобщения
Чем конкретнее вы будете формулировать свои мысли, тем легче для вашего партнера будет вас понять.
Сравните, например:
– Я не чувствую твоего лидерства.
и
– Во время подготовки я не чувствую от тебя импульс рукой, о котором говорил преподаватель.
Даже если вы не знаете, как решить проблему, точное формулирование этой проблемы – это уже полдела. Далее партнёр может либо попытаться сделать элемент иначе, или попросить помощи учителя.
Да, не всегда просто чётко понять, в чём проблема. Иногда надо сделать элемент 2-3 раза. чтобы понять, что не так.
“Экспертное” мнение
“Экспертное” в кавычках, потому что порой на занятия приходят танцоры, которые занимаются относительно давно (а может, и не так давно), и считают, что уже всё знают. Поэтому начинают учить других.
Аккуратнее. Даже если вам кажется, что вы знаете это движение, в данном случае оно может выполняться иначе. Бывает и такое. что вам только КАЖЕТСЯ, что вы всё знаете. И вы можете попасть в неприятную ситуацию.
Вместо того, чтобы говорить: “В этом движении есть перенос веса”, скажите: “Ранее меня учили, что тут надо переносить вес. Давай попробуем, вдруг это сработает!”
Кроме этих трёх моментов, есть ещё несколько общих рекомендаций при предоставлении обратной связи
Своевременность
Выбирайте правильный момент. Не стоит высказываться тогда, когда партнёр слушает объяснения преподавателя, или настала пора меняться парами.
Готовность слушать
Есть танцоры, которые любые комментарии воспринимают как критику. Они легко обижаются и даже могут сказать в ответ что-то неприятное (Ты сама не туда идёшь/не туда ведёшь). Уважайте их личные границы и не принимайте обиды на свой счёт. Просто в следующий раз обойдитесь без комментариев. Так вы сохраните нервы и себе в том числе.
Как принимать обратную связь
Давайте честно признаемся. Не всегда приятно слышать, что мы что-то сделаи не так. Даже если это сказано корректно и мягко. Научитесь принимать мнение партнёра и прислушиваться к нему. Но даже если вас резкро раскритиковали. попробуйте отбросить эмоции и найти здравое зерно в сказанном.
Иногда даже комментарии от начинающих партнёров могут помочь вам стать лучше. Но, безусловно, если у вас есть сомнения в сказанном, уточните у преподавателя. Может, проблема действительно не в вас, а в партнёре.
Пожалуйста, если вам сделали замечание, никогда не грубите в ответ. Не начинайте обвинять партнёра в том, что это лишь его ошибка. Не грубите. Помните, улыбка – универсальное средство на танцполе и на занятиях.
Краткое резюме
Обратная связь – крайне важна для развития танцоров.
Комментарии надо давать аккуратно, мягко и конструктивно. уважая реакцию партнёра.
Обратную связь надо принимать с уважением и пониманием, стараясь по возможности исправить ситуацию.
Улыбка – идеальный помощник для обеих сторон!
Автор Layra Riva
Перевод Елена Каминская
Источник: https://www.danceplace.com/grapevine/the-secret-to-giving-unoffensive-feedback/
https://vk.com/@kizombamoscow-feedback